[вернуться к содержанию сайта]
115 лет назад, 06.02.1900, в Москве родился Сергей Александрович БАЗИЛЕВСКИЙ – патриарх советского подводного кораблестроения. В детстве он попал в Военно-морской музей и был навсегда зачарован подводными лодками. Вскоре мальчик сам изготовил действующую модель судна, похожую на субмарину “Барс”,– по чертежам в книге о российском флоте. После реального училища Базилевский поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петрограде. Проходя практику на эсминце, Базилевский обратил внимание на изматывающую вибрацию корабельного корпуса, сопоставил число оборотов гребного винта и точное время начала тряски, после чего доказал, что этот винт и вызывает такие неприятности. Получив диплом, Базилевский сначала переделывал недостроенные лёгкие крейсера царского флота в нефтеналивные суда, а с 1927 г. приступил к созданию большой двухкорпусной подводной лодки “Декабрист”, занимался системами погружения и всплытия, трубопроводами общекорабельных систем, расчётами непотопляемости и прочности сферических переборок. В 1930 г., после неудачи при испытании “Декабриста”, Базилевского арестовали. Уже в заточении он разработал теорию погружения двух- и трёхкорпусных подводных лодок, а также ясную расчётную методику их остойчивости. В тюрьме Базилевского шантажировали арестом беременной жены и вынудили подписать признание во вредительстве, после чего поместили в Специальное конструкторско-техническое бюро ОГПУ. Здесь он спроектировал разъездные катера для Военно-морского флота и заполярный сторожевой корабль. В 1933 г. Базилевского освободили, но реабилитировали только лишь в 1954 г. В тяжёлый период судимости он участвовал в создании и улучшении всех видов советских подводных лодок довоенной постройки (“Декабристы”, “Щуки”, “Ленинцы”, “Малютки”). В конце 1930-х гг. Базилевский предложил оригинальный проект подводного минного заградителя “ОБ” (“Океанский Базилевского”) с дальностью подводного плавания в 20 тыс. миль и со 140 минами внутри прочного корпуса (лучшие подводные суда немецкого флота тогда брали не более 75 мин). Много лет Базилевский трудился над конструкцией первой отечественной подводной лодки с единым тепловым двигателем – вместо прежнего разделения дизелей (для надводного хода) и гребных электромоторов (для подводного). На них приходилась почти половина веса корабля, а на вооружение – не более 10% водоизмещения. Ещё в 1935 г. учёный предложил применять под водой дизель, используя жидкий кислород. Под руководством Базилевского в осаждённом Ленинграде (1941-1944) построили несколько десятков 100-тонных (“малых”) тральщиков упрощённой конструкции. Для спасения города, скованного страшной блокадой, был реализован проект Базилевского, позволивший переправлять на баржах и паромах грузоподъёмностью 1000 тонн паровозы, вагоны, гружёные платформы и более 2 тысяч заполненных цистерн.
2) Базилевский С.А. // “Дуэль”, 23 мая 2000 г.
Дата установки: 11.08.2015
[вернуться к содержанию сайта]