Алексеев В., Минчин С. "Венера раскрывает тайны" (фрагменты из книги)

[вернуться к содержанию сайта]

В. Алексеев, С. Минчин
ВЕНЕРА РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
(М.: Машиностроение, 1975. – фрагменты из книги)

стр. 64
“ВЕНЕРА-8” – ВПЕРВЫЕ НА ДНЕВНОЙ СТОРОНЕ ПЛАНЕТЫ

    “Всегда вперёд, не останавливаясь, вперёд. Вселенная принадлежит человеку”.

    Эти слова, принадлежащие выдающемуся русскому учёному, основоположнику космонавтики К. Э. Циолковскому, как нельзя лучше характеризуют советскую программу исследования Луны, планет и космического пространства.

    27 марта 1972 года к Венере стартовала станция “Венера-8” массой 1184 килограммов. 117 суток продолжался её полёт к “Утренней звезде”. Только один раз 6 апреля 1972 года в полёте пришлось провести сеанс астрокоррекции, чтобы обеспечить попадание станции в заданный район планеты. А эта задача оказалась более сложной по сравнению с теми, которые приходилось решать баллистикам при полётах предыдущих станций “Венера”.

    Сложность заключалась в том, что впервые необходимо было осуществить посадку спускаемого аппарата на освещённую сторону Венеры. А это значит, что возросли требования к точности выполнения всех манёвров в полёте, так как границы расчётного “коридора входа”, по которому должен двигаться спускаемый аппарат на завершающем этапе полёта при входе в атмосферу Венеры, значительно сузились.


Схема полёта станции “Венера-8”

    Как мы уже знаем, орбита Венеры находится внутри орбиты Земли, и в период наибольшего сближения Земли с Венерой последняя находится почти на прямой между Землёй и Солнцем, поэтому для земного наблюдателя большая часть диска планеты не видна, он находится в собственной тени, освещён только край Венеры. И вот в этот освещённый край необходимо было попасть станции “Венера-8”.

    Все предыдущие станции “Венера” совершали посадку только на ночную сторону планеты. Поэтому границы “коридора входа” рассчитывались: нижняя – из условий максимально допустимых величин перегрузок, обеспечивающих целостность спускаемого аппарата, и верхняя – из условий, что в результате аэродинамического торможения в атмосфере планеты произойдёт “захват” спускаемого аппарата силами притяжения Венеры и он совершит прямую посадку в район подзенитной точки. В этом случае задача передачи информации значительно облегчалась, так как Земля всегда находилась в зените – в “поле зрения” остронаправленной антенны спускаемого аппарата.

    При полёте станции “Венера-8”, помимо соблюдения указанных выше требований, необходимо было попасть в освещённый край Венеры и осуществить посадку в круг радиусом всего 500 километров, причём центр этого круга должен отстоять от центра диска планеты на расстоянии около 300 километров.

    Такие дополнительные требования были продиктованы местом района посадки (баллистические требования) и условиями радиосвязи. Ведь при посадке на край венерианского шара Земля уже не будет находиться в зените, и в случае непопадания в расчётный район, она может уйти из поля зрения антенны спускаемого аппарата и передача информации станет невозможной.

    Чтобы обеспечить все перечисленные условия, угол входа спускаемого аппарата в атмосферу Венеры (относительно местной вертикали) должен составлять примерно тридцать градусов. Если он будет меньше, то спускаемый аппарат уйдёт на ночную сторону планеты. Если он будет большим, то он может “чиркнуть” по атмосфере и проскочить мимо планеты.

    Насколько сложно обеспечить решение этой задачи станет ясным, если вспомнить, что в момент старта станции “Венера-8” с Земли расстояние между планетами составляло ~125 миллионов километров!

    Следует отметить, что точность баллистических расчётов и исполнение этих расчётов были изумительными; подсчитано, что космические “снайперы” обеспечили попадание как бы в заданную точку десятикопеечной монеты, движущейся со скоростью 60 км/ч на расстоянии 80 метров от стрелка.

    Преодолев 300 миллионов километров космического пути, автоматическая станция “Венера-8” достигла окрестностей Венеры. В течение всего времени полёта станция находилась в режиме постоянной солнечной ориентации (кроме сеанса астрокоррекции и отдельных сеансов связи, когда передача велась через остронаправленную параболическую антенну для увеличения объёма передаваемой информации), что обеспечивало благоприятные условия работы для солнечных батарей и системы терморегулирования.

    За несколько суток до входа станции в атмосферу Венеры были проведены сеансы радиосвязи, в которых было произведено охлаждение приборного отсека и специальных устройств – поглотителей тепла с целью уменьшения скорости нагрева аппаратуры, размещённой в приборном отсеке и увеличения таким образом продолжительности её работы, а следовательно, и времени проведения исследований в горячей атмосфере планеты и на её поверхности.

    Одновременно с этим была произведена зарядка аккумуляторов спускаемого аппарата, проверена работоспособность радиокомплекса научной аппаратуры, системы терморегулирования и других служебных систем спускаемого аппарата.

    Как показали данные радиотелеметрической информации, запас электроэнергии аккумуляторов соответствовал расчётному значению, и все бортовые системы спускаемого аппарата функционировали нормально.

    На расстоянии около 500 тысяч километров от Венеры действие сил её притяжения стало преобладающим, скорость полёта станции стала увеличиваться и при входе станции в атмосферу планеты она составляла 11,6 километров в секунду.

    22 июля 1972 года перед входом станции в атмосферу Венеры был проведён припланетный сеанс радиосвязи, во время которого проводились траекторные измерения с целью уточнения момента входа и корректировки работы наземных средств слежения; передавалась научная информация об условиях в припланетном космическом пространстве, данные о функционировании бортовых систем станции и осуществлялась подготовка спускаемого аппарата к отделению от орбитального отсека. Одновременно с сеансами радиосвязи со станцией “Венера-8” (за время полёта их было проведено 86) проводились сеансы радиолокационных измерений расстояния Земля–Венера, в результате которых было выявлено существенное расхождение (более 500 километров) между фактическими и расчётными (определёнными по классическим, общепринятым законам механики) положениями Венеры в момент измерения. Эти измерения позволили уточнить местоположение Венеры в момент входа спускаемого аппарата в атмосферу планеты с точностью ±20 километров и время входа с точностью 100 секунд.

Дата установки: 06.06.2014
[вернуться к содержанию сайта]

W

Rambler's Top100