[вернуться к содержанию сайта]

ДЕМОКРИТ (около 470-370 гг. до н.э.)
(фрагмент из книги: "Философская мысль: от истоков до наших дней" Часть I. Нижний Новгород, 1997. – стр. 30)

[УЧЕНИЕ О БЫТИИ]

    Левкипп же и его приятель Демокрит учат, что элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием. А именно, из них полное они называли бытием, пустое же и редкое – небытием... Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому как почитающие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений её; точно так же и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что причинами прочих вещей являются определённые различия в них. А этих различий, по их учению, три: форма, порядок и положение... Бытие различается только “очертанием, соприкасанием и поворотом” Из них очертание есть форма, соприкасание – порядок и поворот – положение. Например, А отличается от N формою, AN от NA – порядком, N от Z положением.

    Атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой.

    ...Начала бесконечны по числу и их... называли “атомами” и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они “абсолютно плотны” и не заключают в себе пустоты.

    Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

    Всё происходит по определению судьбы, так что эта судьба приносит силу необходимости.

    ...случай не является причиной чего-либо, но [всё] он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища [он считает] копание [земли] или посадку оливкового дерева, причиною же того, что был разбит череп лысого, орла, сбросившего черепаху, чтоб разбить её скорлупу.

    Если кто-нибудь почувствовал жажду, выпил холодной воды и стал нездоров, то Демокрит считает причиною этого не случай, а жажду.

    Всё существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира – одно и то же.

    Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой.

    Люди измыслили себе идол [образ] случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели].

    Демокрит утверждал, что он “предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”.

    ...Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же, – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь верх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения.

    Начало Вселенной – атомы и пустота... Миров бесчисленное множество, а они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твёрдости.

    Демокрит из Абдеры... полагал, что искони в течение беспредельного времени всё вообще – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости.

[УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ]

    ...Из этого правила человек должен узнать, что он далёк от [подлинной] действительности (что от него действительность скрыта).

    В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть [результат] притекающих [к нему образов].

    [Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота.

    В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей].

    Много раз [мною] было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая [вещь] есть и такие свойства в действительности ей не присущи.

    На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине [лежит на дне морском].

    Остроте мышления зрение мешает.

    Демокрит заставил ощущения так говорить против разума:

    “Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать! Твоя победа – твоё же падение”.

    Каждый день у людей новые мысли.

    Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы.

    Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого... Когда тёмный [род познания] уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование [должно проникнуть] до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятия), <тогда на сцену выступает истинный [род познания], так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом>.

    Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов. Ибо каждая (вещь) измеряется первым и простейшим в данном роде; первое же и простейшее во всяком роде есть совершенство. Итак, совершенство есть начало самого познания любой вещи, следовательно, познание всякой вещи совершается в познании её совершенства.

    …Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.

[УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ]

    …[Люди] произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания.

    …Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы... Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум и огонь.

    [Душа] – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело.

    ...Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом.

    ...Душа состоит из двух частей; она – имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу. Главенствующую часть души [он разместил] в мозгу.

    ...Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

    Душа и ум одно и то же... не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным.

    Всё имеет душу, и [даже] трупы, потому что в них всегда явственно находится нечто тёплое и способное ощущать, хотя большая часть [этого тёплого] и рассеялась.

[О БОГАХ И РЕЛИГИИ, ЭТИКА]

    Демокрит говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги.

    Если кто-нибудь с умом станет внимать моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет много дурного.

    Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться [делать] свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надёжнее, чем избыток.

    Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.

    Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна, и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.

    Счастье и несчастье – в душе.

    Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

    Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека.

    Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

    Быть хорошим [человеком] – значит не [только] не делать несправедливости, но и не желать [этого].

    Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

    Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

    Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.

    Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

    Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

    Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится.

    Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать.

    Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

    Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.

    ...врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.

    От мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать.

    Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

    Большой ум, а не многознание должно развивать.

    Многие многознайки не имеют ума.

    Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.

    Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

    Женщина не должна заниматься болтовнёй. Это ужасно.

    Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.

    Бывают женщины, которые, подобно идолам [образам], великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца.

    Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов.

    По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы.

    Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

[ПОЛИТИКА]

    Интересы государства должно ставить выше всего прочего и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось.

    Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна.

    Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

    Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

    Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело.

    Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка.

    Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

    Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание прибавлять к ним.

[ПЕДАГОГИКА]

    Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает [человека] и нет никакой разницы, от природы или от времени и учения быть преобразованным [в такой вид].

    Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

    Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся.

    Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.

    Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа.

    Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет благодетель, – стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд.

    Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

    Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок.

    Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные.

    Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья.

    Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям.

Литература

1. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60–85, 137–171.

2. Антология мировой философии. Т.1, Ч.1. М., 1969. С. 322–346.

Дата установки: 24.05.2010
[вернуться к содержанию сайта]

W

Rambler's Top100 KMindex

Hosted by uCoz