[вернуться к содержанию сайта]

Бируни Абу Рейхан
ИНДИЯ
(М.: Ладомир, 1995 г. - фрагменты из книги)

стр. 186

    На шахматном поле они (индийцы - С.Семиков) передвигают слона вперёд, но не в другие стороны, на одну клетку [в один ход], как пешку, и по диагонали [по направлению] ко всем четырём углам на одну клетку [в один ход], подобно ферзю. Они говорят, что эти [пять] клеток суть места его [пяти] конечностей — хобота и четырёх ног.

    Они играют в шахматы двумя комплектами (парой игральных костей - С.С.) четыре человека одновременно. Что же касается расстановки фигур на доске, то вот её схема:

ладья

конь

слон

король

пешка

ладья

пешка

пешка

пешка

пешка

пешка

конь

пешка

слон

пешка

король

король

пешка

слон

пешка

конь

пешка

пешка

пешка

пешка

пешка

ладья

пешка

король

слон

конь

ладья

    По той причине, что этот вид шахмат у нас неизвестен, я расскажу то, что о нём знаю.

    Дело в том, что четверо играющих в шахматы усаживаются вокруг доски по четырём углам и по очереди ходят фигурами то одного, то другого комплекта.

    Из порядковых номеров комплекта (чисел, выпадающих на костях - С.С.) пять и шесть считаются недействительными, и вместо пяти берут единицу, а вместо шести четыре, потому что в изображении эти два числа будут выглядеть таким образом:

6

   

5

4

3

2

1

    Название шах [король] применяется к ферзю.

    Каждый порядковый номер комплекта служит [поводом] для передвижения одной из фигур.

    Число один [1] — для хода пешки или короля, которые передвигаются как в обычных шахматах; король может быть взят, но не обязательно должен покидать своё место.

    Число два [2] — для хода ладьи, которая ходит до третьей клетки по диагонали, как слон в наших шахматах.

    Число три [3] — для хода коня, который ходит как обычно на третью клетку, отклоняясь [на одну клетку] в сторону.

    Число четыре [4] — для хода слона, который передвигается по прямой линии, как ладья в обычных шахматах, если только нет препятствия на пути его продвижения. Часто такое препятствие бывает, и тогда один из комплектов устраняет препятствие, чтобы он мог продвигаться. Наименьший из [возможных] его ходов — на одну клетку, а наибольший — на пятнадцать, потому что часто в обоих комплектах встречаются либо две четвёрки, либо две шестёрки, либо шестёрка и четвёрка. При одном из этих чисел слон передвигается во всю длину одного края шахматного поля, а при другом числе он передвигается во всю длину другого края шахматного поля, если на его пути нет препятствия. При обоих числах слон может занять клетки на обоих концах диагонали.

    Каждая фигура имеет [определённую] стоимость, согласно которой они получают доли ставки, потому что фигуры берутся и остаются в руках [игроков]. Стоимость короля пять, слона — четыре, коня — три, ладьи — два и пешки — один. Игрок, выигравший короля, получает пять, за двух королей десять, за трёх королей пятнадцать, если у выигравшего нет своего короля. А если он сохранил своего короля и завладел тремя королями, то он получает пятьдесят четыре — это есть число, [установленное] по взаимному согласию, а не по законам арифметики63.

стр. 230
ГЛАВА XXIII, ГДЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ГОРЕ МЕРУ1 СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, КОИХ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ О НЕЙ АВТОРЫ ПУРАН И ДРУГИЕ

    Мы начнём с описания этой горы, поскольку она есть центр двип и морей и [также] центр [одной] из них, Джамбу-двипы. Брахмагупта говорит: “Многообразны высказывания людей относительно описании Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звёзды вращаются у её подножия, так что восход и заход зависят от неё, и она-де называется Меру из-за того, что это в её власти, и из-за того, что только её вершина благодаря своей мощи может [скрывать и] открывать [Земле] Солнце и Луну что будто день её обитателей из ангелов длится шесть месяцев и их ночь [также длится] шесть месяцев”.

    И Брахмагупта приводит цитату из книги “Джина”, а это Будда: “Гора Меру четырёхугольная, а не круглая”2.

    Комментатор Балабхадра говорит: “Некоторые люди говорят, что Земля плоская и что гора Меру есть источник света и освещения”3. Он говорит: “Если бы было так, как они утверждают, то планеты не вращались бы вокруг горизонта обитателей [горы] Меру; и если бы от неё исходили лучи, то она была бы видна вследствие её высоты, подобно тому как виднеется полюс, находящийся выше её. Одни говорят, что [гора] Меру [состоит] из золота, другие говорят, что она из драгоценных камней. Арьябхата полагает, что она не возвышается над всем и поднимается только на одну йоджану, что она круглой формы, а не прямоугольной, и является царством ангелов; что она стала невидимой, хотя и испускает лучи, так как она далека от [обитаемых] стран, || по отношению к любому месту [на земле] находится на севере4, в зоне холода, посреди пустыни, называемой “Нандана-вана”. Но если бы она поднималась очень высоко, то было бы невозможно, чтобы весь тропик Рака появлялся в шестидесяти шести градусах широты и чтобы Солнце вращалось над нею, [будучи всегда] видимым и не скрываясь”5.

    Балабхадра — пустослов и мелет вздор, и я не знаю, как он мог счесть себя способным писать комментарий, когда его комментарии таковы.

    Что же касается его опровержения того, что земля плоская, аргументируя вращением планет вокруг горизонта Меру, то оно скорее выглядит, как доказательство. Ибо если бы земля была плоской и любое возвышение [на ней] было параллельно высоте этой горы, то горизонт был бы неизменным и являлся бы причиной равноденствия во всех местах [на земле].

    Теперь относительно того, что Балабхадра излагает со слов Арьябхаты:

    Пусть земной шар — [шар] с центром Е, где А есть то в шестьдесят шестом градусе широты. Отложим у АВ, равную наибольшему склонению, тогда В будет местом, в зените которого водится полюс. Затем из точки А проведём касательную к шару АС, которая будет лежать в плоскости видимого горизонта, докуда может добраться человеческий взор по поверхности земли.

    Соединим [точки] А и Е и проведём [линию] ЕВС, пересекающую [линию] АС в [точке] С. Опустим перпендикуляр AF на ЕС. Теперь ясно, что AF есть синус наибольшего склонения, FB есть косинус наибольшего склонения и FE есть синус дополнения наибольшего склонения до прямого угла.

    Поскольку мы ведём спор с Арьябхатой, то выразим синусы в кардаджах6 так, что AF будет 1397, FE — 3140, BF — 288.

    А так как угол ЕАС прямой, то EF относится к FA, как FA к FC, и квадрат AF [составит] 1 951-609, а частное от деления его на FE — 622.

    Разность между этим и FB составит 324, это — ВС. ВС относится к ВЕ, а это — полный синус, то есть 3 438, как йоджаны ВС к йоджанам ВЕ, которых, согласно Арьябхате, восемьсот. Если умножить это [число] на упомянутую разность, получим 259 200, а частное от деления этого на полный синус — 75, это йоджаны ВС, которые составят 600 миль, или двести фарсахов.

    Если высота горы будет двести фарсахов, то подъём будет почти вдвое больше. Но такова высота [горы] Меру или нет, её совершенно не будет видно на широте в шестьдесят шесть градусов и она не будет нисколько скрывать тропика Рака [от лучей Солнца]. И если она на этой широте будет [скрыта] ниже горизонта, то в других местах, широта которых ещё меньше, она также будет находиться ниже горизонта.

    Допустим [даже], что гора Меру светит подобно Солнцу. Но разве Солнце можно увидеть, когда оно скрылось под Землёй? Поэтому можно провести аналогию между Солнцем и этой горой. Эта гора скрыта от нас не потому, что она находится далеко || в холодной зоне, а потому, что она находится ниже горизонта, по причине шарообразности Земли и притяжения всех тяжёлых предметов к ее центру.

    Кроме того, Арьябхата пытается доказать, что высота этой горы незначительна, [аргументируя] тем, что тропик Рака появляется таких местах, широта которых равна дополнению [угла] наибольшего склонения до прямого. Но это доказательство неубедительно, потому что особенности широтных поясов и всего прочего в тех краях мы узнали только благодаря логическим доводам, а не через наблюдение или передачу известия, так как те края необитаемы и дороги к ним нехожены.

    Если к Арьябхате пришёл кто-нибудь из тех краёв и сообщил, что тропик Рака можно наблюдать в той широте, то к нам тоже пришёл [оттуда] человек и сообщил нам, что некоторая часть его там невидима, что его может скрывать только гора Меру и что если бы её не было, то тропик Рака был бы виден целиком. Кто же может определить, какому из двух сообщений следует отдать предпочтение?

    В книге Арьябхаты из Кусумапуры [написано], что гора Meру находится в Химаванте, то есть в зоне холода, и не превышает одной йоджаны. А в переводе получилось, что гора Меру не превышает Химавант более чем на одну йоджану.

    Этот автор не Арьябхата-Старший, а один из его последователей, потому что он упоминает Арьябхату-Старшего и следует ему7. И знаю, кого из двух названных лиц имеет в виду Балабхадра.

    В общем, особенности местонахождения этой горы известны только по логическим доводам. О самой же горе они знают только из предания, всё равно, считают ли они её высотой в одну йоджану или больше, четырёхугольной или восьмиугольной. Теперь мы приведём, что говорят об этой горе риши.

    В “Матсья-пуране” сказано: “Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны — красный, подобно цвету кшатриев, цвет южной стороны — жёлтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны — чёрный, подобно цвету шудр. Высота её 86000 йоджан, из которых в земле находится 16000. Каждое ребро четырёх её сторон [составляет] 34000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарасами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоём Манаса, а вокруг этого водоёма с четырёх сторон [обитают] локапалы, а они — хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам [?], Рикшабам [?], Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди.

    Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой [обитают] ракшасы, пишачи и якши; Хемакута — из золота, на которой [обитают] гандхарвы и апсарасы; Нишадха, на которой обитают змеи наги, а имена семи главных из этих змей суть Ананта, Васуки, Такшака, Каркотака, Махападма, Камбала и Ашватара; Нила — похожая на павлинa, разноцветная, на ней живут сиддхи и брахмарши-отшелъники; гора || Швета, на которой обитают дайтьи и данавы; Шрингавант, на которой [обитают] питары-отцы и деды девов. Недалеко от него, в северном направлении, есть горные перевалы, полные драгоценных камней и деревьев, которые сохраняются в течение целой кальпы.-В центре этих гор [лежит] Илаврита, а это самая высокая среди них. Все [горы] в целом называются Пурушапарвата. Область между горами Химавант и Шрингавант называется Кайласа — место игр ракшасов и апсарас8.

    В “Вишну-пуране” [сказано]: “Большие горы средней земли — это Шри-парвата, Малайя-парвата, Мальявант, Виндхья, Трикута, Трипурантика и Кайласа. Обитатели этих гор пьют воду из рек и живут в постоянном блаженстве”9.

    В “Ваю-пуране” приводятся данные о размерах четырёх сторон и высоте Меру, сходные с упомянутыми выше. Затем там говорится, что с каждой стороны Меру есть четырёхугольная гора: к востоку от неё Мальявант, к северу — Анила, к западу—Гандхамадана и к югу Нишадха10.

    В “Адитья-пуране” о каждом ребре [Меру] говорится то же, что и выше [в цитате из “Матсья-пураны”], но я ничего не узнал из неё о её высоте. Там сказано, что восточная сторона Меру из золота, западная из серебра, южная из рубинов, а северная из различных драгоценных камней.

    Подобные чрезмерные данные о размерах горы [Меру] не могли бы быть в ходу, если бы индийцы одновременно не приводили столь же чрезмерные данные о размерах земли. Если высказывание наугад ничем не ограничено, то поле для лжи остаётся открытым для высказывающегося наугад. Например, комментатор книги “Патанджала” от изображения горы Меру как четырёхугольной дошёл до изображения её продолговатой и установил длину одной из её четырёх сторон в пятнадцать коти, то есть в 45000000 йоджан, а длину другой — впять коти, [то есть] в одну треть первой. Относительно четырёх её сторон он говорит, что к востоку от неё находится гора Малава и море, а между ними царства, называемые Бхадрашва; к северу — горы Нила, Сита, Шригандри и море, а между ними царства Рамьяка, Хиранмая и Куру; к западу — гора Гандхамадана и море, а между ними царство Кетумала; к югу — горы Мраварта [?], Нишадха, Хемакута, Химагири и море, а между ними царства Бхаратаварща, Кимпуруша и Хариварша12.

    Это всё, что я нашёл из преданий индийцев относительно горы Меру. Поскольку я не нашёл ни одной книги буддистов и ни одного буддиста, от которого я мог бы узнать, каких они придерживаются на этот счёт представлений, то я рассказываю о них только через посредство ал-Ираншахри, хотя и думаю, что его рассказ не есть результат глубокого изучения или передан со слов человека, не отличавшегося глубоким знанием предмета. Он рассказывал, что, по представлениям буддистов, Меру находится посредине четырёх миров в четырёх направлениях; что низ её четырехугольный и верх круглый, длина её 80000 йоджан, половина её уходит в небо, а [другая] половина скрывается под землёй; что её южная сторона, примыкающая к нашему миру, [состоит] из голубого яхонта, по причине чего небо кажется голубым, а другие стороны — из красных, жёлтых и белых яхонтов. Таким образом, эта гора Меру есть центр земли13.

    Что же касается горы Каф14, как её называют у нас среди простонародья, || то у индийцев это Локалока. Они утверждают, что Солнце вращается от Локалоки по направлению к горе Меру и освещает только её внутреннюю северную сторону.

    Подобных же представлений придерживаются и огнепоклонники Согда: гора Ардийа находится вокруг мира, а за его пределами - хом, подобный зрачку глаза, в котором есть частичка всякой вещи; и что позади хома — пустота; в центре мира есть гора Гирнагар - трон небесного царства, которая находится между нашим климатом и остальными шестью климатами; между каждыми двумя климата есть обжигающий песок, на который не может ступать [ничья] нога; сферы вращаются в климатах подобно жернову, а в нашем климате они [вращаются] наклонно, потому что он находится сверху и в нём [живут] люди15.

Дата установки: 27.10.2009
[вернуться к содержанию сайта]

W

Rambler's Top100 KMindex

Hosted by uCoz