[вернуться к содержанию сайта]

Диоген Лаэртский
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
(М.: Мысль, 1979. – фрагмент из книги)

стр. 368
6. ЛЕВКИПП

    Левкипп из Элей (а по другим сведениям — из Абдеры, по третьим — из Милета). Он был слушателем Зенона.

    Мнение его было, что Вселенная беспредельна, что всё в ней переменяется одно в другое, что она есть пустота и полнота. Миры возникают тогда, когда тела впадают в пустоту и прилегают друг к другу; и от движения их по мере их возрастания возникает природа светил. Солнце движется по большему кругу, чем луна; земля держится в самой середине вихря, а видом она, как бубен. Это он первый принял атомы за начала. Таковы основные черты его учения; частности же его следующие.

    Вселенную, как сказано, называет он беспредельной. В ней есть полнота и есть пустота; то и другое он называет основами. Из них возникают и в них разрешаются бесконечные миры. Возникновение миров происходит так. Из беспредельности отделяется и несётся в великую пустоту множество разновидных тел; скапливаясь, они образуют единый вихрь, а в нём, сталкиваясь друг с другом и всячески кружась, разделяются по взаимному сходству. И так как по многочисленности своей они уже не могут кружиться в равновесии, то лёгкие тела отлетают во внешнюю пустоту, словно распыляясь в ней, а остальные остаются вместе, сцепляются, сбиваются в общем беге и образуют таким образом некоторое первоначальное соединение в виде шара. Оно в свою очередь отделяет от себя как бы оболочку, в которую входят разнообразные тела. По мере того как она вращается в вихре, отталкиваемая от середины, эта внешняя оболочка становится тонкою, потому что всё плотное, что захватывалось вихрем, постоянно стекалось в одно место. Из того, что уносилось к середине и там держалось вместе, образовалась земля. А сама окружающая оболочка тем временем росла в свою очередь за счёт притока тел извне: вращаясь вихрем, она принимала в себя всё, чего ни касалась. Некоторые из этих тел, сцепляясь, образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным, потом высохло и закружилось в общем вихре и наконец воспламенилось и стало природою светил.

    Круг солнца — самый дальний от земли, круг луны — самый ближний, остальные лежат между ними. Все светила воспламеняются от быстроты движения, а солнце воспламеняется ещё и от звёзд; в луне огня лишь немного. Затмения солнца и луны…24 [Наклон зодиака возник оттого,] что земля накренена к югу. Северные области всегда под снегом, в холоде и во льдах. Затмения солнца происходят редко, а затмения Луны часто, потому что круги их неравны. И как возникновения миров, так и возрастания их, и ущербы, и разрушения совершаются по некой неизбежности, но, какова она, Левкипп не разъясняет.

7. ДЕМОКРИТ

    Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят — Афинокрита, а третьи — Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят — из Милета). Он был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о том сообщает и Геродот25; у них-то он ещё в детстве перенял науку о богах и о звёздах. Потом он перешёл к Левкиппу, а по некоторым сообщениям — и к Анаксагору, моложе которого он был на сорок лет. Однако же Фаворин в “Разнообразном повествовании” утверждает, будто Демокрит говорил, что мнения Анаксагор о луне и солнце не ему принадлежат, а древним и только присвоены Анаксагором и ещё будто он высмеивал учения Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме – всё из-за обиды, что Анаксагор не принял его в ученики; как же в таком случае мог он учиться у Анаксагора?

    Деметрий в “Соименниках” и Антисфен в “Преемствах” сообщают, что он совершил путешествие и в Египет к жрецам, чтобы научиться геометрии, и в Персию к халдеям, и на Красное море; а некоторые добавляют, что он и в Индии встречался с гимнософистами, и в Эфиопии побывал. Из трёх братьев он был младшим при разделе наследства и взял себе меньшую долю имущества, состоявшую в деньгах, так как они были ему нужны для путешествия, и братья это хитро сообразили. Деметрий говорит, что его доля превышала сто талантов, и все это он истратил.

    Ещё Деметрий говорит, будто бы он так трудолюбив, что жил затворником в садовой беседке, и даже когда отец его привёл быка для жертвоприношения и привязал к беседке, Демокрит долго этого не замечал, пока отец, прервав его занятия ради жертвоприношения, сам не сказал ему о быке. Кажется, говорит Деметрий, Демокрит побывал и в Афинах, но не заботился, чтобы его узнали, потому что презирал славу; и он знал Сократа, а Сократ его не знал. В самом деле, вот его слова: “Я пришёл в Афины, и ни один человек меня не знал”. Если диалог “Соперники” принадлежит Платону, говорит Фрасилл, то именно Демокрит есть тот безымянный собеседник, который наряду с Энопидом и Анаксагором участвует в беседе с Сократом о философии и которому Сократ говорит, что философ подобен пятиборцу26: он ведь и в самом деле был пятиборцем в философии, так как занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и даже в искусствах был всесторонне опытен. Это ему принадлежат слова: “Слово — тень дела”. Впрочем, Деметрий Фалерский (в “Апологии Сократа”) говорит, будто он вовсе и не приезжал в Афины; тогда это ещё замечательнее, ибо он пренебрёг таким великим городом и предпочёл не себя прославить его славой, а своей славой прославить собственный город.

    Каков он был, можно видеть и по сочинениям. Можно думать, говорит Фрасилл, что он был приверженцем пифагорейцев, да и о самом Пифагоре он восторженно упоминает в книге, названной его именем. Казалось бы даже, что он всё у него перенял и сам его слушал, если бы это не противоречило расчёту времени. Во всяком случае Главк Регийский утверждает, что Демокрит слушал кого-то из пифагорейцев, а Главк — современник Демокрита; и Аполлодор Кизикийский тоже говорит, будто он встречался с Филолаем.

    По словам Антисфена, упражнялся он и в том, чтобы разными способами испытывать свои представления27; для этого он по временам уединялся и даже сидел на кладбищах. По возвращении из странствий жил он в крайней бедности, так как всё своё добро он истратил; на пропитание в бедности давал ему брат его Дамас. Но однажды он прославился каким-то предсказанием будущего и потом всю жизнь пользовался в народе славою человека боговдохновенного. А так как был закон, запрещавший хоронить в отечестве человека, расточившего отцовское имущество, то Демокрит, чтобы избежать нареканий завистников и доносчика, — так сообщает Антисфен, — прочитал народу свой “Большой Мирострой”, лучшее из всех его сочинений28, и получил за него в награду пятьсот талантов; мало того, в честь его воздвигли медные статуи и когда он умер, то погребли его на государственный счёт, — а жил он более ста лет. Впрочем, Деметрий говорит, что “Большой Мирострой” читали перед народом его родичи и что в награду он получил только сто талантов; то же самое говорит и Гиппобот.

    Аристоксен в “Исторических записках” сообщает, Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках. И неудивительно: ведь Платон, упоминая почти всех древних философов Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему; ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов. Даже Тимон выражает похвалу Демокриту в таких словах:

Пастыря слов Демокрита, двойной изощренного мыслью Всемудреца, болтуна, поспешил я прочесть среди первых.

    По времени жизни, как сам он говорит в “Малом Мирострое”, был он юношей, когда Анаксагор был стариком, и разницы в годах между ними было сорок лет. Этот “Малый Мирострой”, по его словам, сочинён им через 730 лет после взятия Трои29; стало быть (как исчисляет Аполлодор в “Хронологии”), родился он в 80-ю олимпиаду или (как пишет Фрасилл в “Предисловии к книгам Демокрита”) в третий год 77-й олимпиады, то есть годом раньше Сократа. Значит, он был современником Архелая, Анаксагорова ученика, и последователей Энопида, которого он упоминает в своих сочинениях. Упоминает он и учение о Едином последователей Парменида и Зенона, вокруг которого было тогда больше всего шума, упоминает и Протагора Абдерского, который считается современником Сократа.

    Афинодор в VIII книге “Прогулок” рассказывает, что однажды к нему пришёл Гиппократ, и Демокрит велел принести молока, а посмотрев на молоко, сказал, что оно от чёрной козы, которая родила в первый раз; и Гиппократ изумился его проницательности. Девушку, сопровождавшую Гиппократа, в первый день он приветствовал словами: “Здравствуй, девушка!”, а на следующий день: “Здравствуй, женщина!” — и в самой деле, в ту самую ночь девушка лишилась невинности.

    Скончался Демокрит, по словам Гермиппа, следующим образом. Был он уже очень дряхл и ждал конца, а сестра его горевала, как бы он не умер он во время праздника Фесмофорий30 и не помешал ей воздать богине должные почести. Он её ободрил и велел приносить ему каждый день тёплые хлебы; и, поднося их ноздрям, он сумел поддержать свою жизнь в течении всего праздника, а когда миновали положенные три дня, то безболезненно расстался с жизнью, прожив сто девять лет31 (как говорит Гиппарх). Мы в нашей книге “Все размеры” сочинили о нём такие стихи:

Кто настолько был мудр, что дело исполнил такое.
Как исхитрился свершить знающий всё Демокрит?
Смерть, что явилась за ним, принимал он три дня в своём доме,
Гостью питая свою паром горячих хлебов32.

    Вот какова была жизнь этого мужа.

    Мнения его следующие. Начала Вселенной суть атомы и пустота, всё остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим порождают всё сложное — огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твёрдости. Солнце и луна состоят из таких же телец, гладких и круглых, точно так же, как и душа; а душа и ум — одно и то же. Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются видности33. Всё возникает по неизбежности: причина всякого возникновения — вихрь, и этот вихрь он называет неизбежностью. Конечная цель есть душевное благосостояние; и оно не тождественно с наслаждением, как ошибочно понимали некоторые, — это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью. И он называет его также “благодушием” и многими другими именами. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота. Вот каковы были его мнения.

    Сочинения его расписаны Фрасиллом по тетралогиям наподобие Платоновых.

    По этике сочинения такие: “Пифагор”, “О душевном расположении мудреца”, “О том, что в аиде”, “Тритогения” (это значит, что от богини родятся три вещи, в которых вся людская жизнь), “О достоинстве мужа, или О добродетели”, “Рог Амалфеи”, “О душевном благосостоянии”, “Этические записки”; сочинение “Благодушие не обнаружено. Таковы сочинения по этике.

    По физике сочинения такие: “Большой Мирострой” (который последователи Феофраста приписывают Левкиппу), “Малый Мирострой”, “Мирооппсание”, “О планетах”, “О природе” первая книга, “О человеческой природе” (или “О плоти”) вторая книга, “Об уме”, “О чувствах” (два последних сочинения некоторыми объединяются под заглавием “О душе”), “О вкусах”, “О цветах”, “О разнице форм”, “О перемене форм”, “Подтверждения” (то есть дополнительные суждения к сказанному), “Об образах, или О предвидении”, “О логике, или Мерило” 3 книги, “Спорные вопросы”. Таковы сочинения по физике.

    Вне сборников сочинения такие: “Причины небесных явлений”, “Причины воздушных явлений”, “Причины наземных явлений”, “Причины огня и огненных явлений”, “Причины звуков”, “Причины семян, растений и плодов”, “Причины о животных” — 3 книги, “Смешанные причины”, “О камне”. Таковы сочинения вне сборников.

    По математике сочинения такие: “О познании разницы, или О соприкосновении круга и шара”, “О геометрии”, “Геометрия”, “Числа”, “Об иррациональных линиях и телах” 2 книги, “Проекции”, “Большой год, или Астрономия” (расписание), “Состязание часов [с небосводом]”, “Описание неба”, “Описание земли”, “Описание полюсов”, “Описание лучей”. Таковы сочинения по математике.

    По искусствам сочинения такие: “О ритмах и гармонии”, “О поэзии”, “О красоте стихов”, “О благозвучных и неблагозвучных буквах”, “О Гомере, или О правильном произношении и непонятных словах”, “О пении”, “О речениях”, “Именословие”. Таковы сочинения по искусствам.

    По прикладным наукам сочинения такие: “Предведение”, “Об образе жизни, или О диете”, “Врачебная наука”, “Причины того, что бывает в срок и не в срок”, “О земледелии, или Землемерие”, “О живописи”, “О военном строе”, “О вооружённом бое”. Таковы эти его сочинения.

    Некоторые перечисляют также по отдельности следующие сочинения из его “Записок”: “О священных писаниях в Вавилоне”, “О том, что в Мероэ”, “Плавание вокруг океана”, “Об истории”, “Халдейская книга”, “Фригийская книга”, “О горячке и о болезненном кашле”, “Причины по законам”, “Рукотворные проблемы”34. Остальные же сочинения, приписываемые некоторыми Демокриту, или только составлены по его писаниям или же заведомо ему не принадлежат. Сказанного о книгах Демокрита и количестве их достаточно.

    Демокритов было шесть: первый — наш философ; второй — хиосский музыкант, его современник; третий — ваятель, упоминаемый Антигоном; четвёртый — сочинитель книг об Эфесском храме и о Самофракийском государстве; пятый — поэт, писавший эпиграммы слогом ясным и цветистым; шестой — уроженец Пергама, прославившийся риторскими речами.

Дата установки: 29.01.2010
[вернуться к содержанию сайта]

W

Rambler's Top100 KMindex

Hosted by uCoz